В Италии 383 000 винодельческих хозяйств. Средний размер их виноградников составляет 1,64 га (два с половиной акра). В 2013 году общее производство вина в стране составило 44 миллиона гектолитров (1 186 000 000 галлонов = 4 489 401 380 литров). Имеется 25 000 хозяйств по розливу вина. Однако небольшие поместья производят только 20% итальянского вина, которое продается на международном уровне. Восемьдесят процентов производятся 500 крупными кооперативными или промышленными фирмами.
Однако винный туризм во многом зависит от мозаики мелких производителей, в основном расположенных в престижных районах, многие из которых разливают вино с собственных виноградников. (Только 25 000 виноделен имеют собственные торговые марки.) Это винодельни, которые предлагают туристам удовольствие от личного контакта и аутентичную атмосферу, которая заставляет их приезжать.
Такие районы, как Монтальчино, привлекают постоянный поток любителей вина, в основном иностранцев, которые каждый год возвращаются на ту же винодельню и ее теплое гостеприимство. Другой фактор — разнообразие небольших виноделен. Каждое из них несет на себе отпечаток поколений — в некоторых случаях отцов, сыновей и дочерей — которые выращивали свой виноград с практической страстью. Они резко контрастируют с заводскими инсталляциями и безличными винными супермаркетами, которые так похожи во всем мире.
Из 73 миллиардов евро, ежегодно расходуемых туристами в Италии, почти 12 миллиардов (16,1%) тратятся на вино и продукты питания, включая сыр, колбасы и оливковое масло. Треть всех посетителей забирает домой съедобный или питьевой сувенир, в среднем потратив 10 евро.
Прямые продажи в винных магазинах составляют 10–20% от общего объема продаж виноградников. Процент обычно выше в поместьях меньшего размера. Опрос 25 крупных винодельческих предприятий в 2014 году показал, что 8,4% их бизнеса приходятся на прямые продажи вин на местах, а в случае престижных вин этот показатель увеличивается до 16,6%.
Однако винные туристы — не единственные прямые покупатели. Каждый третий итальянец покупает вино там, где оно производится, отдавая предпочтение винам своего региона. Недавний экономический кризис увеличил количество местных покупок. Из этих местных клиентов 31% привлекает соотношение цена / качество вин, купленных непосредственно у местного винодела. Эта статистика имеет решающее значение для кооперативных виноделен. Опрос итальянских потребителей показывает, что четверть из них подчеркивают важность гарантированного происхождения — официального наименования контролируемого происхождения. Еще 24,9% удовлетворены и успокоены тем, что знают продюсера лично.
Однако растущий сегмент бизнеса — это прямые продажи органических или биодинамических вин. Из этих потребителей 72% — около 8,8% итальянских ценителей вина — предпочитают покупать непосредственно на винодельне. Как правило, они выпивают по бутылке каждую неделю, тратя от 10 до 15 евро.
Винный туризм приносит другие прибыли, помимо продажи бутылок или ящиков. Согласно опросу CST, проведенному в 2012 году для Movimento del Turismo del Vino, на каждые 50 евро, потраченные на вино, энофил снова тратит столько же на другие связанные с вином продукты, связанные с вином блюда, сувениры и услуги. По данным Censis, на каждый евро, потраченный на вино, энофилы тратят 5 евро на еду, покупки, посещение музеев и вообще на любые другие достопримечательности, предлагаемые в этом районе.
Отправить ответ